СВЯТЫНИ ХРАМА
СВЯТЫНИ ДАНИЛОВСКОГО КЛАДБИЩА
К югу от старинного московского района Замоскворечье недалеко от известных Свято-Данилова и Донского монастырей находится Даниловское мемориальное кладбище, основанное по указу Екатерины II в 1771 г. в слободе Данилова монастыря, от которого оно и получило свое название.Для отпевания усопших в 1772 г. на территории кладбища была построена небольшая деревянная церковь в честь священномучеников Херсонесских (Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия, Агафодора, епископы, IV в. Память – 7 марта ст. стиль).В 1829 г. на месте обветшавшей прежней церкви началось строительство каменного храма. Средства на строительство пожертвовал московский городской голова коммерции советник, крупный благотворитель Семён Логгинович Лепешкин (1787-1855). Церковь построена по проекту архитектора Федора Михайловича Шестакова – мастера московского ампира (1787-1836).25 сентября 1838 г. храм был торжественно освящен. Главный придел — в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, а также престолы в честь мучеников Херсонесских и Успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Внешне архитектура храма монументальна и строга. Интерьер же впечатляет богатством церковного убранства: классический иконостас редкого насыщенного цветового сочетания зеленого с золотом. Стены расписаны сюжетами из Евангелия (Сошествие Святого Духа, Страшный Суд, Воскресение из мертвых и др.) в сочетании с декоративной живописью. В 1905 г. расширили южный предел, храм при этом увеличился вдвое, а также реконструировали колокольню.Это один из немногочисленных храмов, который в советское время не закрывался и не подвергался разорению. Важно, что в храме сохранился первоначальный декор; много старинных икон, резных позолоченных киотов. В 2009-2010 гг. в храме обновлена и реставрирована живопись на стенах.При храме работает воскресная школа, библиотека, православная творческая студия, детский кукольный театр и многое другое.Богослужение в церкви Сошествия Святого Духа совершается ежедневно, любой желающий православный христианин может прийти с утра исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. Храм поистине является самой главной святыней Даниловского кладбища. Чтимые чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» и «Иверская», иконы с частицами мощей прп. Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской и прп. Аристоклия Афонского, а также ковчег со святыми мощами угодников Божиих.Долгое время настоятелем храма был протоиерей Виктор (Ипполитов). Один из старейших клириков Московской Патриархии, с 1966 г. он более сорока лет возглавлял притч церкви, верно служа словом и делом Господу Богу и людям. Скончался отец Виктор 16 апреля 2010 г. на 86 году жизни и похоронен за алтарем храма рядом с могилами других священников, настоятелей храма прежних лет. У часовни св. Николая, что расположена к юго-западу от храма также находятся могилы настоятелей храма. Эта часовня построенная в 1901 г. на могиле купца Николая Ильича Гребенского его вдовой Анной Петровной в память о муже. В 20-е годы часовню закрыли. Спустя 70 лет, после большого перерыва, 22 мая 2010 г. (день свт. Николая Чудотворца) в храме-часовне прошла первая служба.На Даниловском кладбище хоронили главным образом купцов (Солодовниковых, Голофтеевых, Лепешкиных, Зубовых, Третьяковых и мн. др.), ремесленников и мещан, а в советские годы – людей духовного звания. В 1965 г. на территории кладбища был сооружен мемориал по проекту скульптора А.Н.Туманова и зажжен Вечный огонь над Братской могилой воинов, павших в Великой Отечественной войне, отдавших свою жизнь за Отчизну по заповеди Божией: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, гл.15, 13).По числу захоронений православного духовенства, Даниловское кладбище можно считать крупнейшим в столице. В послереволюционные годы гонений на церковь именно здесь хоронили последних настоятелей и притч закрывшихся и разрушенных московских монастырей и храмов.Многие захоронения не сохранились до наших дней. Но известны могилы протопресвитера Иоанна (Арсеньева) последнего настоятеля Храма Христа Спасителя, игумена Чудова монастыря Герасима, игуменьи Новодевичьего монастыря Веры Победимской, игуменьи Страстного монастыря Магдалины, ректора Московской духовной академии протоиерея Александра Смирнова, схиархимандрита Покровского монастыря Филиппа, схиархимандрита Ново-Спасского монастыря Пантелеймона, архиепископа Иннокентия (Ястребова), епископа Вязниковского Николая, иеромонаха Гурия, иеромонаха Севастьяна, иеромонаха Исайи, архимандрита Саввы (Ракитина) и многих других.Не перечесть всех имен лиц духовного звания, покоящихся здесь. И практически все они являются подвижниками благочестия и исповедниками православной веры ХХ столетия, ныне чающих воскресения мертвых и жизни будущего века. Они верно служили всю свою жизнь Христу и Церкви, проповедуя Слово Божие (покаяние в грехах, любовь к ближнему) терпя при этом суровые испытания лихолетья: тюрьмы, болезни и изгнания…Ничто не вечно на земле, изменились времена, закончились гонения и преследования на верующих со стороны власть имущих. Сейчас мы переживаем возрождение духовно-нравственных традиций.И в наши дни на Даниловском кладбище продолжаются захоронения иерархов православной церкви. На сегодняшний день самое известное такое захоронение – могила Митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), почившего 4 ноября 2003 года. Он занимал один из руководящих постов в Московской Патриархии при святейшем патриархе Алексии II.Однако самым почитаемым и посещаемым захоронением на Даниловском кладбище, да и во всей Москве, стала скромная могилка Матрены Дмитриевны Никоновой (1881-1952 гг.) — известной всем своей подвижнической жизнью и чудотворными делами блаженной старицы Матроны, названной в свое время свт. Иоанном Кронштадтским «восьмым столпом России» и причисленной к лику святых 2 мая 1999 года. Слепая и не ходячая она стала для многих заблудших душ в смутные годы нашей страны тем единственным светочем и путеводителем к истине и правде Божией.Благодаря особому божьему дару, данному ей свыше, Матронушка помогала приходящим к ней людям — по ее смиренным молитвам многие неверующие обратились к Богу, многие исцелились от болезней, многие спасли свои души от вечной погибели. Прозревая грядущее возрождение духовной жизни нашей церкви, блаженная предсказывала: «После моей смерти через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами на могилку мою за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу». Всякий день, и особенно по праздникам, у могилы собирались сотни людей, чтобы попечалиться матушке Матронушке, попросить ее заступничества и молитв.8 марта 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II честные мощи святой, при большом стечении православных людей, были торжественно обретены на Даниловском кладбище и перенесены в женский Покровский монастырь на Таганке, где находятся и поныне. А к месту ее прежнего погребения так и продолжают приезжать со всех концов земли многочисленные паломники со своими бедами и болезнями, получая утешение и исцеление по слову святой: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». В сооруженной небольшой часовенке на могилке старицы теперь всегда стоят живые цветы, горят свечи и лампады, слышны молитвы и песнопения, а вокруг кружит стая ручных голубей. Можно взять горсточку освященного песочка с могилки, обладающего целебными свойствами…А в 2004 г. на Даниловском кладбище были обретены мощи еще одного известного подвижника XX в. — преподобного старца Аристоклия Афонского, также причисленного к лику святых Русской православной Церкви.Алексей Алексеевич Амвросиев родился в 1846 г. в Оренбурге. В 1876 г. он отправился на Святую Гору Афон в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где принял монашество с именем Аристоклий.Впоследствии иеросхимонах Аристоклий был назначен (1891 г.) настоятелем Афонского подворья Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве на Большой Полянке. Стараниями отца Аристоклия многие узнали о жизни русских монахов на Святой Горе и русские монастыри на Афоне стали пополняться послушниками.Евангельская жертвенная любовь старца притягивала души самых закостенелых грешников. Обладая даром исцеления, прозорливости, чудотворения, он всем желал спастись и обрести благодать Святого Духа «…Нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу. И нет серьезней дела на земле, чем спасение Души. Весь мир не стоит одной Души, работающей Господу!».Несмотря на тяжелый недуг, он ежедневно принимал не одну сотню людей в своей скромной келье, молясь Господу Богу о прощении грехов и спасение души за себя и за весь мир. Никогда святого старца не видели в гневе или смехе, однако какой-то свет тихой радости постоянно излучался от него. «Если не будет у вас любви, все ваши дела ни во что будут…», — назидал он, неся свой тяжелый крест духовной жизни.Старец Аристоклий тихо скончался в своей келье после продолжительной болезни 24 августа 1918 года. Первоначально был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви — ликвидации. Поэтому духовные чада старца приняли решение о перезахоронении, и в 1923 г. иеросхимонах Аристоклий был перезахоронен на Даниловском кладбище (как он и предсказал). По свидетельству очевидцев, тело его было нетленно.Даже после перенесения его мощей, ныне почивающих в храме вмч. Никиты — современного Афонского подворья в Москве, благодать Божия продолжает пребывать на его могиле, здесь всегда горит лампада, стоят живые цветы, все лето поют соловьи… Есть немалое число свидетельств о чудесном заступничестве прп. Аристоклия за своих просителей. Его верный помощник, келейник и ученик старец Исайя (в миру Ипатий Иванович Ставров) также захоронен на Даниловском кладбище в 1958 году.На Афоне Ипатий был пострижен с именем Исайя и рукоположенным во иеромонаха. В 1909 г. он с прп. Аристоклием вернулись в Москву. Девять лет, до самой его смерти, отец Исайя был рядом. Знавшие его отзывались о нем как о человеке высокой духовной жизни. Не даром после смерти прп. Аристоклия некоторые духовные его чада перешли к отцу Исайе.Сколько святых старцев и стариц есть еще в России, которые на своих спинах, как столпы держат святую Мать-Церковь и веру русского народа?! Их святыми молитвами и сохраняется наша земля и люди живущие здесь. Даниловское кладбище можно считать одним из святых мест города Москвы и всей России. Русская поговорка гласит: не стоит село без святого, а город без праведника. Таких святых и праведников здесь на Даниловском кладбище похоронено очень много.Все святые угодники Божии, почивающие на Даниловском кладбище, молите Бога о нас!На Даниловском кладбище похоронены:Святая блаженная старица Матрона. Матрона Дмитриевна Никонова (1881-1952)Афонский иеросхимонах Аристоклий. Алексей Алексеевич Амвросиев (1846-1918)Старец иеромонах Исайя (ученик преподобного Аристоклия) (ск. 1958)Схимонахиня Миропия (духовная дочь пр. Аристоклия)Иеромонах ГурийМагдалина (игуменья Моск. Страстного монастыря)Герасим (игумен Моск. Чудова монастыря)Вера Победимская игумения последняя наст. Новодевичьего монастыря (ск. В 1949)Схимонахиня Анна. Анна Семеновна Теплякова. (1907-2005)Схииродиакон. Алексей М. Тепляков (ее муж). (1906-1986)Схимонахиня ДАНИИЛА. Мачкина Прасковья Емельяновна. (1904-1999)Схиархимандрит Пантелеймон. Наместник Новоспасского монастыря (1856-1929)Филипп (Иона) Схиархимандрит Моск. Покровского монастыря (1863-1950)Схимонах Безуглый Р.В. (1861-1930)ПИТИРИМ МИТРОПОЛИТ Волоколамский и Юрьевский Константин Владимирович Нечаев. (1926-2003)АРХИЕПИСКОП ИННОКЕНТИЙ наст. Донского монастыря. Ястребов Илья Иванович. (ск. 1928)ЕПИСКОП ВЯЗНИКОВСКИЙ. Николой Николаевич Никольский. (ск.1928)Никольский Николай Семенович протоиерей наст. храма Успения Божией Матери в Новодевичьем монастыре (1887-1974)Денницын Павел Васильевич протоирей (1883-1951)Модестов Александр Васильевич Священник (ск. 1903)Модестов Михаил Васильевич Протоиерей (1838-1912)Тихомиров Николай Павлович Протоирей наст. Илии-Обыденского храма (1896-1987)Алявдин Александр Павлович Протоиерей (1860-1927)Смирнов Александр Павлович. Протоиерей. Ректор Моск. Духовной Академии и Семинарии. Настоятель Моск. Николо-Кузнецкой церкви (1888-1950)Хотьковский Федор Иоаннович. Священник (1792-1857)Арсеньев Иоанн. Протопресвитер Наст. Храма Христа Спасителя (1862-1956)Сорокин Владимир Нилович. Священник Нас. Николо-Железовской церкви (1923-1956 погиб)Голунов Михаил Фокиевич. Протоиерей. Наст. храма Иконы Тихвинской Божией Матери. Наст. Храма Всех Святых на Соколе (1884-1956)Владимир Иванович Куликов. Иерей храма Сошествия Святого Духа (1961-1997)Любимов Александр Лукич протоирей (69 лет)Архимандрит Савва-Ракитин, художник (1876-1928)Ансеров Сергей Александрович священник (1861-1899)Шумов Петр Стефанович, протоирейАрсеньев Иоанн Протопресвитер наст. Храма Христа СпасителяЛепехин Павел Васильевич, протоирей (1880-1960)Флоринской Иоанн Дмитриевич, священник (1831-1900)Монахиня Феофания (Ипатова) (ск.26.04.1947 , 67 лет)Схимонах Сергий (Болящий Борис) (1931-1975)Насельник Свято-Дан. монастыря Михаил (Карелин) (1911-2003)Настоятели храма Сошествия Святого ДухаМещерский Константин Иванович (1888-1966)Любимов Лука Петрович (84 лет) — 1914 гУспенский Павел Стефанович (ск. 1956)Жеребцов Василий Васильевич (1928-1981)Ипполитов Виктор Дмитриевич (1924-2010)
Leave a Reply